Портал для отельеров о гостиничном бизнесе. Журнал Современный отель. Оборудование для гостиниц
Медиаресурс для владельцев, управляющих
и специалистов гостиничного бизнеса
Галина Анохина, Генеральный директор компании  “LIVE. Personal&Business” Галина Анохина
Генеральный директор компании “LIVE. Personal&Business”
Галина Анохина: «Мы даем инструменты для успешного развития отеля»
Подписка на журнал  |  Реклама  |  Контакты редакции  |  Партнеры
ГлавнаяНовостиПрактика гостиничного бизнесаВсе для отелейТурбизнесЭкспертыВыставки, семинарыСвежий номер журнала
Оборудование, товары и услуги для гостиниц, отелейПроизводители, поставщики оборудования, товаров и услуг
Главная > Архив > Деловой журнал "Современный Отель" № 2, 2012
Практика гостиничного бизнеса / Управление отелем, развитие бизнеса

Через тернии – к «звездам»

Алексей Мусакин, генеральный директор компании Cronwell Management.

После почти двухлетнего перерыва в России возобновила работу Система классификации гостиниц. В нескольких регионах страны, где уже есть назначенные аккредитованные организации, отельеры сегодня могут подать заявку на получение официальных «звезд» от государства. Пока система классификации носит добровольный характер для всех, исключая отели Краснодарского края, который готовится принимать зимнюю Олимпиаду-2014. Однако в скором времени она может стать обязательной, если Госдумой будет принята поправка к Закону «О туристской деятельности в РФ» об обязательной классификации гостиниц. Что означает такой поворот событий для гостиничного рынка. Какие «подводные камни» таит обязательная классификация. Придет ли российский рынок, пусть и через тернии, к качественным «звездам». Об этом – в экспертном материале.


А СУДЬИ КТО?



Первый момент, который вызывает вопросы, - это порядок проведения классификации. Эта процедура в регионе доверена организациям, аккредитуемым местной администрацией или назначенной ею организацией. В качестве назначенной организации в письме Минспорттуризма рекомендовано привлекать профильное учебное заведение. Соответственно, возникает вопрос, как теоретики вуза, которые никогда не работали в гостиничном бизнесе, могут правильно оценить возможности той или иной организации проводить классификацию!
Потом если учесть, что на сегодняшний день аттестаты экспертов в России имеют не более 60-70 специалистов, в случае введения обязательной классификации им потребуется несколько лет, чтобы охватить все отели страны. Поскольку проверку любого отеля на соответствие требованиям классификации должен курировать эксперт, имеющий как минимум трехлетний опыт в этой области, понятно, что следующую группу экспертов мы получим не ранее чем через три года.


ЗВЕЗДЫ МОГУТ ОБЕСЦЕНИТЬСЯ



Мы знаем, что из примерно 7500 средств размещения (исключая санатории и пансионаты), существующих в России, только около 30% соответствуют современным требованиям. Это отели построенные либо реконструированные в последние несколько лет. Причем большая часть из них находится в Москве и Петербурге. Возьмем регион, где нет современных отелей. При этом есть центральный объект размещения, который может «потянуть» на «две» или «три звезды». Очевидно, что если «звезды» выдает организация, аккредитованная в конкретном регионе, ее эксперты будут пытаться подстроиться под желание представителей администрации получить отель более высокой категории. Ведь от этого зависит не только похвала вышестоящего начальства, но и финансирование туризма в регионе за счет федеральной программы развития туризма. Очевидно, что при распределении бюджета между регионами будет оцениваться, в том числе, и количество отелей высокого класса.

Результатом такого развития событий может стать ухудшение позиций трехзвездочных отелей. В России будут появляться четырехзвездные гостиницы, формально, например, с точки зрения площадей номеров, отвечающие основным требованиям к этой категории, но фактически не соответствующие этому уровню. Иностранцы, побывав в таком четырехзвезднике, где сервис на уровне «2+», после этого не решатся забронировать гостиницу уровня «3 звезды», понимая, что там будет еще хуже.

Еще одна очевидная вещь: ни один отельер не хочет получать «одну» или «две звезды». По крайней мере, я в России не встречал еще гостиницы, классифицированной на «одну звезду». Попробуйте продвигать гостиницу с «одной звездой». Гораздо проще, когда отель «без звезд». Все понимают, что это эконом-класс, хостел. Если у отеля совсем нет звезд, клиент обычно ориентируется на цену. А вот «одна звезда», напротив, может сработать как антиреклама.

Если говорить о проверке правильности выдачи «звезд», то на сегодняшний день отсутствует центральный орган системы, как было раньше. Таким образом, мы получим огромное количество пятизвездочных отелей, не соответствующих элементарным требованиям безопасности и комфорта. Учат и аккредитуют экспертов в Российском государственном университете туризма и сервиса. Если при обязательной классификации раздача категорий примет валовый характер, все сведется к соблюдению формальностей: эксперт аккредитован, документы предоставлены, требованиям отель в общих чертах отвечает. Многие отели будут получать «липовые» «звезды». И в этой ситуации я вообще не очень понимаю смысл обязательной классификации, ведь, по идее, ее цель – повышение качества услуг в гостиничной сфере, а не формальная раздача «звезд».

Еще остается непонятным, кто несет ответственность за некачественное предоставление звезд. Только отель? Если становится явным, что отель предоставляет некачественные услуги, плохой сервис, лишние звезды можно отобрать. А будет ли нести ответственность эксперт? Без центрального органа системы, несущего ответственность за выдаваемые звезды и не аффилированного с регионами, такая классификация, к сожалению, является фикцией.


КЛАССИФИКАЦИЯ КАК КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО?



Зачем отелю получать звезды? Давайте разберемся, что официальная категория способна дать отелю. Сегодня классификация дает гостинице мнимое, но все-таки преимущество. В случае если это госзаказ на организацию некоего мероприятия или поселение специальных гостей, есть рекомендация при прочих равных условиях выбирать отель, который имеет официальные «звезды». Второй момент – это имиджевое и рекламное преимущество отеля, имеющего официальные звезды перед теми, у которых их пока нет.

При обязательной классификации и первое, и второе преимущества теряются. При этом подчеркнем, что никаких ограничений с точки зрения ценовой политики в России нет. Отель, получивший «4 звезды», может продолжать продавать номера по 1.5 тыс. руб, как это происходит сплошь и рядом. Кстати, система звезд может эффективно работать, как регулятор рынка. Например, в Италии чем больше звезд имеет отель, тем больше коэффициент на налог. Это делает невозможным демпинг, подобный тому, что наблюдается в России. В Греции, например, отельер, строящий отель той категории, что необходима и одобрена правительством в данном конкретном регионе, получает всевозможные льготы по кредитованию и другим моментам.


БУДУЩЕЕ - ЗА ДОБРОВОЛЬНОЙ КЛАССИФИКАЦИЕЙ



Хочу подчеркнуть, что наша сеть отелей всегда считала, что классификация нужна. Почти все отели Cronwell Hotels&Resorts сегодня классифицированы. То есть мы своей политикой на рынке всячески пропагандируем классификацию. Но мы считаем, что двигаться нужно постепенно, пропагандируя добровольную систему классификации среди российских отельеров и таким образом создавая пул современных отелей.

Однако же важно понимать, как правильно продвигать идею необходимости получения «звезд». На мой взгляд, должны быть продуманы преференции отелям, получающим официальную категорию. Например, это может быть распространение на российских и зарубежных выставках буклета со списком классифицированных отелей России. Государство как бы рекомендует туристам эти отели, потому что они проверены официально.

Привлекательным фактором также может быть уменьшение числа проверок со стороны различных контролирующих организаций после получения официальной государственной категории. До сих пор, к сожалению, подобных льгот предусмотрено не было.


ОТЕЛЬЕРАМ ПРИДЕТСЯ ЗУБРИТЬ ЯЗЫКИ



Нужно сказать, что большое количество вопросов вызывают последние изменения в Системе классификации, касающиеся требований к образованию и квалификации персонала гостиницы. Например, в новой редакции Системы говорится, что управляющий-директор гостиницы уровня «4 звезды» должен знать два иностранных языка. В гостиницах «3 звезды и ниже» - как минимум один иностранный язык.

Большинство руководителей среднего и низшего звена теперь должны иметь профессиональное образование (при этом не сказано «гостиничное»). Что значит «профессиональное образование»? Экономического, например, будет достаточно? А западное гостиничное образование при этом идет в зачет? Нужно понимать, что у абсолютного большинства директоров российских отелей нет ни туристического, ни гостиничного образования. Обычно это экономическое либо какое-то другое. Получается, формально всех их нужно увольнять. И не только директоров, но и половину менеджерского персонала.

Еще один момент – линейный персонал со знанием иностранных языков стоит дороже. Зачем, например, отелю где-нибудь в Сибири, в котором проживают одни россияне, набирать такой персонал и переплачивать за знание языка?


ПЯТИЗВЕЗДНАЯ СИСТЕМА УСТАРЕЛА?



На мой взгляд, система классификации должна предусматривать как возможность отеля позиционироваться в категории «без звезд», так и в эксклюзивной категории, выше «пяти звезд». Есть еще такая проблема, что многие отели не попадают четко в определенную категорию. Например, в нашей сети гостиница Cronwell Inn Югра в Ханты-Мансийске и отель Cronwell Inn Стремянная в Петербурге позиционируются в сегменте «3 звезды». При этом мы понимаем, что Cronwell Inn Стремянная, в отличие от Cronwell Inn Югра, - ближе к четырем звездам. Для себя мы определяем ее как «три плюс». А как мне этот отель классифицировать? Получить «4 звезды» я не могу, потому что в гостинце нет двухкомнатных номеров.

В условиях сегодняшнего гостиничного рынка пяти категорий, пяти «звезд» уже становится недостаточно для оптимального позиционирования отеля. Обратите внимание на мировой тренд. Международные сетевые компании постоянно пополняют свои линейки новыми субрендами. Зачастую отели двух разных брендов одинаковы по оснащению номеров и инфраструктуре. Разница проявляется в другом. Например, один бренд больше ориентирован на молодежную аудиторию, другой -объединяет известные исторические отели. Таким образом, клиент сегодня выбирает отель не по числу «звезд» и не по цене, которая серьезно варьируется внутри одной звездной категории, а по каким-то индивидуальным особенностям объекта, по нацеленности услуг на определенную аудиторию. Сервис становится индивидуализированным, и определить его с помощью звезд становится затруднительно.





Содержание профессионального журнала Современный отель, Январь-февраль 2012

Медиа-кит    Реклама в журнале   Подписка на журнал    Архив журнала   


Комментарии
Сообщений нет

Добавьте свое мнение:
Ваше имя (ник)*
Ваш email
Тема сообщения
Ваше сообщение*
Введите число на единицу меньше указанного 36418   




    Назад    Выставки       


В номере
От редакции Полная версия печатной статьи
 
Даниил Несмеянов: «Многим кажется, будто клиент все-гда прав, это не так, случаи бывают разные» Полная версия печатной статьи
 
SMM-стратегия для независимых отелей: известность, репутация, лояльность Полная версия печатной статьи
 
Отельный комплекс GAMMA: элитарность и театральный шик Полная версия печатной статьи
 
Креативный редевелопмент – новый тренд гостиничного бизнеса Полная версия печатной статьи
 
Доступная среда в отеле Полная версия печатной статьи
 
Здоровье сотрудников – залог процветания отеля Полная версия печатной статьи
 
Севара Тюрина: «Каждому эйчару нужно немного быть психологом»
 
Апарты набирают популярность Полная версия печатной статьи
 
Сетевые или независимые отели: кто успешнее? Полная версия печатной статьи
 
10 правил, которым ежедневно следует успешный руководитель отдела продаж Полная версия печатной статьи
 


068
Полезное
» Сантехническое оборудование для гостиниц. Villeroy & Bosh
» Профессиональные моющие средства, уборочное оборудование. Флитсервис
» Текстильное оснащение отелей и ресторанов. Togas
» IT-решения для отелей. BNovo
» Профессиональное оснащение гостиниц. Еврономер
» Текстиль для гостиниц, отелей, ресторанов от стандарта до эксклюзива. Славянский текстиль
» Бюро технологий и дизайна для СПА и Велнес.. ALFA SPA Design
» Электронные замки для отелей. Смартек
» Комплексная автоматизация гостиниц, отелей, ресторанов. ГК ККС
» Типография, которая все понимает. Премиум-пресс




все →
Эксперты
(Интервью, мнения, блоги)
Виктория Касьяненко
Гостиница в кризисе: что делать?
Михаил Веричев
Лобби как источник дохода
Анна Шишкина
Анна Шишкина: «В эпоху повышенной креативности не стоит забывать, что отельный бизнес консервативный и долгосрочный»
Елена Гладилина
Галина Анохина
Галина Анохина: «Мы даем инструменты для успешного развития отеля»
Евгений Еременко
Основы кадровой безопасности в отеле
Константин Царьков
» Online-анонс » Архив
» Подписка
» Online-журнал » О журнале
Свежий номер
Профессиональный журнал 'Современный отель'
Предложить тему


Темы публикаций
Контакты редакции  |  Реклама на сайте  |  Подписка на журнал
Журнал "Современный отель"